Детский сад №27 - Рекомендации по воспитанию
 Детский сад № 27
Четверг, 02.05.2024, 19:40
Приветствую Вас, Гость

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?




Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?

Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга; правильно и скоординировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции; были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции; формировалась потребность в общении. Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и способность понимать сказанное.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы.

1-3 ГОДА

 После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека – девочка, пику – купи, пэха – хлеб.

Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например, Аня хочет нет – я не хочу.

В возрасте 3-х лет ребенок не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "я").

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.


4-5 ЛЕТ

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по их общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный – горячий, улыбаться – хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении.

Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах). 


5-6 ЛЕТ

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них); звуковой формой слов; способностью понимать значение слов; грамматическим строем речи.

При правильном внешнем оформлении высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению и письму. 

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 


Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.

Нарушение слоговой структуры слова.

Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов.

Неправильное грамматическое оформления высказывания.

Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, неумение пользоваться выразительными средствами устной речи.

Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультации отоларинголога и сурдопедагога.


¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯


ПрофильВход
avatar
Добавить Новость Сообщения: Мой Профиль Изенить Данные Все Пользовтели